Я продолжаю серию статей о том, как оценить кандидата. В прошлый раз мы с вами поняли, на что обратить внимание, если нам нужен ответственный кандидат. Сегодня мы будем разбираться с честностью. Эта тема часто вызывает сильные эмоции, и часть кандидатов воспринимает эти вопросы как стресс-интервью. Побочный эффект то, что кандидат может отказаться от предложения, т.к. не хочет много стресса на работе. Поэтому вопросы лучше задавать не единым блоком, а рассредоточить в течение всего интервью, тогда они воспринимаются кандидатами менее эмоционально.
Для начала дадим определение этому качеству. Честность - это выбор человека говорить правду при любых обстоятельствах. Также это умение признать свою неправоту и не пытаться оправдаться.
Стоит отличать честность от излишней прямолинейности и даже грубости. Честный человек помнит о дипломатичности, выражая свою правдивую позицию. Прямолинейный человек часто выражает свои мысли не вовремя и в довольно резкой форме, не опасаясь ранить другого. Также часто он сопровождает свои высказывания фразами: " ну это же правда", " на правду нельзя обижаться".
Теперь, когда мы убедились, что точно ищем честного кандидата, будем задавать ему вопросы, которые помогут нам его оценить.
1 блок вопросов поможет нам определить, как мыслит кандидат. Что он считает причиной лжи - внешние обстоятельства или внутренние убеждения.
- Почему одни люди воруют, а другие нет?
- Почему одни люди признают свои ошибки, а другие нет?
- Почему одни люди считают, что обман допустим для достижения цели, а другие нет?
В этих вопросах нам важно услышать, называет кандидат внешние причины обмана или он их связывает с воспитанием, характером, т.е. внутренними качествами. Например, кандидат говорит, что человек берет себе подарки, предназначенные для клиентов, потому что считает, что его зарплата не достаточно высока. Что это означает для нас? Кандидат оправдывает обман внешними обстоятельствами (низкой зарплатой). Есть вероятность, что если он будет считать, что его недооценили в зарплате, то он имеет " моральное право" брать клиентские подарки и не только.
2 блок вопросов поможет нам определить "допуск честности". При каких обстоятельствах человек готов оставаться честным.
- Какой обман и в каких случаях допустим?
- Что можно считать откатом, а что подарком?
- Допустимо ли распечатать в офисе личное письмо на 2 страницы? (честный человек, естественно, ответит да). Приведите примеры границы между допустимым и недопустимым в подобной ситуации.
- Можно ли взять себе фирменный пакет? Ручку? А какую? А где граница с недопустимым?
3 блок вопросов поможет определить уровень волнения, оправдания, агрессии. Чем больше кандидат волнуется, оправдывается или проявляет агрессию тем больше риск, что мы имеем дело с нечестным кандидатом.
- Были ли случаи, когда вы обманывали? Приведите примеры.
- Бывало ли, что вы использовали какие-то ресурсы компании в личных целях? Приведите пример.
- Как вы относитесь к воровству/откатам/вознаграждению со стороны клиента?
Эти вопросы помогут вам определить честность кандидата. Но должна вас предостеречь, если перед вами "Остап Бендер", то он с лёгкостью ответит на все вопросы. Поэтому излишняя легкость и непринуждённость тоже дадут нам пищу для размышлений.
Надеюсь, что эта статья поможет вам оценить честность кандидата. Если у вас остались вопросы, то вы можете воспользоваться услугами консультантов рекрутингового агентства "Карьера". Мы поможем вам с подготовкой и проведением собеседования по любым компетенциям.
Руководитель рекрутингового агентства "Карьера"
Лихачева Марина.
Ваша вакансия одновременно может быть размещена: